Родителям
Терминологический словарь
Термин | Определение |
---|---|
Автоматизация (звука) | Заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. |
Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. |
Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. |
Дислалия | Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. |
Дислексия | Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера. |
Дисграфия | Частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера. |
Задержка речевого развития (ЗРР) | Отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. |
Логопедия | Наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. |
Логопедический массаж | Одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. |
Общее недоразвитие речи (ОНР) | Различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. |
Растормаживание речи у детей | Активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития. |
Сигматизм | Расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие | Нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. |
Фонематический слух | Тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. |
Консультация для родителей "Готовимся к ПМПК"
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, которая включает в себя специалистов педагогического и медицинского профиля (руководитель комиссии, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педиатр, врач-психиатр).
Вы, как родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК.
Для чего проводится психолого-медико-педагогическое обследование ребенка?
По результатам обследования определяются условия для получения образования и рекомендации по обучению и воспитанию ребенка.
Если у ребенка выявляются недостатки в психофизическом развитии, ПМПК устанавливает статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Статус ОВЗ подтверждает, что ребенок, согласно Федеральному закону 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеет право на получение помощи педагогов и специалистов в образовательной организации.
Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из класса в класс и не определяют образовательную организацию. Важно учесть, обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость.
Алгоритм прохождения ПМПК
Шаг 1.
Получить направление на прохождение ПМПК.
Обследование детей на ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования, с вашего согласия, а также по инициативе родителей (законных представителей).
Шаг 2.
Осуществить предварительную запись, которая проводится также с согласия родителей.
Родители дают согласие на обработку персональных данных.
Шаг 3.
Подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:
- Паспорт родителя (законного представителя)
- Свидетельство о рождении ребенка
- Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
- Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12) или наличие амбулаторной карты ребенка
- Заключение врача-офтальмолога (окулист)
- Заключение врача-отоларинголога (лор)
- Заключение врача-невролога (детям дошкольного возраста)
- Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)
- Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
- Педагогическая характеристика из образовательного учреждения (воспитателя)
- Представление психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
- Рисунки (для дошкольников)
Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача (справки действительны в течении шести месяцев).
Шаг 4.
В назначенный день прийти на комиссию.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.
Шаг 5.
Получить выписку из протокола обследования.
По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Шаг 6.
Завершается вся работа беседой с родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным представителям) их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.